Ритейл сегодня: июль

«М.Видео-Эльдорадо» заключила эксклюзивный договор на поставку в Россию бытовой техники Блог

В Россию в I полугодии пришли только два международных торговых бренда

Более 180 компаний ограничили или приостановили работу в России

Консалтинговая компания Knight Frank Russia подсчитала, что за первое полугодие 2022 года впервые за всю историю наблюдений (с 2014 года) на российский рынок ритейла вышло только два иностранных бренда.

Это абсолютный минимум даже по сравнению с первым полугодием 2020 года, когда из-за пандемии на локальном рынке появилось шесть новых зарубежных компаний.

В в I квартале в Москве был открыт моно-бутик Vilhelm Parfumerie (парфюмерия и косметика), во II квартале — первый магазин китайского бренда спортивной одежды и обуви бренда Li-Ning в Краснодаре.

Ритейл сегодня

За первое полугодие 2021 года в стране начали работать семь новых ритейлеров.

При этом более 10 международных компаний в январе-июне 2022 года объявили об уходе с российского рынка. Это Prisma (продуктовый ритейл), Hesburger, Paulig Cafe & Store, Starbucks (общественное питание), Levi Strauss & Co, Nike, Jacquemus (одежда и обувь), Jysk, IKEA (товары для дома), Watsons, Coty (парфюмерия и косметика), Victoria’s Secret (нижнее белье).

В нескольких случая магазины возобновили работу после смены владельцев и ребрендинга: L’Occitane («Л’Окситан»), OBI («ОБИ»), McDonald’s («Вкусно — и точка»), Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay компании LPP Group (RE, CR, M, «Син», «ХС» соответственно).

Более 180 компаний (включая онлайн-магазины, логистические и медиа-компании) объявили о приостановке коммерческой, инвестиционной деятельности, а также поставок на территории России. В структуре профилей этих компаний наибольшая доля приходится на бренды fashion-сегмента (19%), за ними следуют FMCG и автомобильные компании (по 12%), наименьшая доля приходится на продуктовый сектор, DIY, товары для дома и детей (по 1%).

«В связи с приостановкой деятельности многих международных компаний российские торговые центры и универмаги заинтересованы в расширении ассортимента и открытии магазинов новых брендов из Турции, Казахстана, ОАЭ, Кореи, Китая. Тем не менее, западные компании всячески стараются сохранить бизнес, отдавая его в управление локальным игрокам или компаниям, находящимся в более благоприятных условиях», — отметила региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева, процитированная в сообщении.

До конца года на российский рынок планируют выйти турецкие сети общественного питания: сети формата фаст-фуд Chitir Chicken и Yesen Burger по франшизе, Little Kitchen и сеть кофеен Arabica с использованием своих инвестиций. В частности, Little Kitchen планирует открытие трех ресторанов в 2022 году, Arabica — запуск первого флагманского кафе-магазина в Москве. Переговоры о расширении присутствия в России и наращивании объемов продаж ведут другие бренды из Турции, в том числе — крупные производители одежды adL, Mudo, LTB, Twist и Ipekyol. Кроме того, выход на российский рынок обсуждают операторы из Казахстана и ОАЭ, отмечается в сообщении консалтинговой компании.

Новые рынки быта

Ритейлеры оценили холодильники из Узбекистана

Российские ритейлеры на фоне дефицита отдельных брендов бытовой техники расширяют ассортимент за счет производителей из Узбекистана, Турции и Китая. Так, «М.Видео-Эльдорадо» договорилась о поставках с узбекским производителем Artel, на мощностях которого выпускается, например, продукция Samsung. «Ситилинк» вывела на рынок китайский бренд Ascoli и турецкий Grundig. Эксперты считают, что «при правильном позиционировании» Artel может занять до 5% рынка РФ, но все же выше оценивают шансы китайских брендов.

«М.Видео-Эльдорадо» заключила эксклюзивный договор на поставку в Россию бытовой техники узбекской Artel, рассказали “Ъ” в ритейлере. Первыми в продажу в течение июля-августа поступят холодильники, морозильные камеры, стиральные машины, телевизоры, кухонные плиты, пылесосы и кондиционеры, в основном из среднего ценового диапазона, к концу года планируется расширить ассортимент до 100 наименований в 16 товарных категориях. Artel выпускает на шести заводах в Узбекистане более 4 млн единиц техники в год для внутреннего рынка и экспорта в страны СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки. Она выступает региональным партнером Samsung, Shivaki, Viessmann. Источник “Ъ” на рынке уточнил, что в основном предприятия Artel представляют собой сборочные производства из привозных компонентов.

После начала военных действий на Украине многие иностранные производители бытовой техники и электроники, в том числе Samsung, Bosch, LG и другие, остановили поставки в Россию. Крупная бытовая техника в стране еще в марте подорожала в среднем на 50%, а спрос на нее увеличился в 2,3 раза, оценивали в Price.ru. В начале июля “Ъ” выяснил, что Samsung начала осваивать непрямую схему поставок, а именно экспорт своей продукции, произведенной в России, в страны ЕАЭС, чтобы затем организовать обратный параллельный импорт (см. “Ъ” от 1 июля).

Коммерческий директор Holodilnik.ru Алексей Погудалов рассказал, что, по данным GFK, во втором квартале спрос на бытовую технику в РФ снизился на 20%.

По его мнению, причина в дефиците ассортимента отдельных брендов, росте цен и опережающих продажах в марте. В «М.Видео-Эльдорадо» уверяют, что сейчас цены во многом «на уровне февраля или ниже». По данным ритейлера, за первое полугодие продажи холодильников в РФ увеличились на 17%, до 57 млрд руб., стиральных машин — на 21%, превысив 50 млрд руб.

Продажи кондиционеров, уточнили в «М.Видео-Эльдорадо», удвоились, достигнув почти 13 млрд руб., а телевизоров — выросли на 15%, до 95 млрд руб. В штуках, признают в ритейлере, продажи холодильников, стиральных машин, телевизоров «незначительно снизились». В «Ситилинк» в июне продажи крупной бытовой техники выросли по отношению к маю в штуках на 13%, а малой бытовой техники — на 10%. Ритейлер также рассматривает расширение ассортимента бытовой техники за счет новых брендов. По словам его представителя, в сети скоро появятся изделия китайской MBS, европейских Franke и Faber, уже представлены китайский бренд Ascoli и турецкий Grundig.

На 20 процентов снизился в России спрос на бытовую технику в денежном выражении по итогам второго квартала, по оценке GFK

Artel развивает OEM-производство (заказное производство для других брендов), отмечает Алексей Погудалов. По его мнению, ценовое позиционирование и себестоимость техники Artel пока не позволяют составить «существенную конкуренцию другим брендам» в категориях стиральных машин и телевизоров: «Конечно, это не заменитель для Bosch, Electrolux, Samsung, LG, Gorenje, Miele и других люксовых брендов, в первую очередь из-за их восприятия».

Но в категории холодильного оборудования и плит узбекский производитель вполне может потеснить конкурентов, полагает Алексей Погудалов. По его оценке, Artel может занять от 3% до 5% рынка бытовой технике РФ в течение двух лет «при правильно выбранной стратегии». На сайте «Яндекс.Маркета» мини-печь, например, от Artel в среднем стоит от 4 тыс. руб. до 7,5 тыс. руб. в зависимости от модели устройства. Телевизоры начинаются от 8 тыс. руб., а холодильники — от 14 тыс. руб.

Директор департамента крупной бытовой техники «Марвел-Дистрибуции» Дмитрий Левин считает, что больше шансов забрать часть российского рынка у производителей из Китая. Среди них он называет Viomi, ChiQ и TCL. По его словам, до конца года техника от этих брендов появится в российских магазинах.

re:Store больше не «официальный». Как обстоят дела у эмитента?

re:Store больше не «официальный»

Сеть магазинов re:Store начала продажу техники Apple, ввезенной по схеме параллельного импорта. Об этом стало известно вчера. А ведь ранее Эксперт РА установило статус «под наблюдением» по рейтингу Restore Retail Group Ltd — как раз из-за неопределенности в отношении импорта и возможного дефицита продукции. Итак, кризис пройден?

Как обстоят дела у эмитента Restore Retail Group Ltd? 2022 год выдался крайне тяжелым для компании, проблемы в ключевых направлениях деятельности:

  • re:Store и Care — Apple ушла из России, срок действия договора с Эппл Рус истек в мае, и продление в обозримом будущем не предвидится;
  • Samsung не уходил из России, но под санкции попали логистические компании, которые осуществляют прямые поставки товаров в Россию;
  • Xiaomi — без изменений, все в порядке;
  • Huawei — направление было закрыто еще до начала конфликта на Украине;
  • Nike — бренд ушел из России и не продлил контракт с re:Store;
  • The North Face — магазины под угрозой закрытия;
  • Lego — бренд заявил, что не планирует уходить с российского рынка, но под санкции попали логистические компании, которые осуществляют импорт из Дании, рассматривается вариант поставок через другие страны.

Вдобавок ко всему, в мае 2022 года сгорел склад с товарами Группы. Стоимость ущерба — 3,9 млрд рублей. Но так как запасы были застрахованы от пожара, компания рассчитывает, что страховая полностью возместит их стоимость. Однако айфоны все равно жалко.

Что происходит с re:Store в июле 2022 года?

На данный момент компания растеряла весь флер свой эксклюзивного дистрибьютора. Параллельный импорт — дело хорошее, но ведь и конкуренция вырастет. Уже сейчас на всех известных маркетплейсах заказать айфон выйдет дешевле, чем у reStore — а если нет разницы, то зачем платить больше?

Судя по всему, компания теперь будет сокращать число магазинов и переходить в онлайн. По прогнозам Группы, объем реализации в 2022 году может упасть в два раза по сравнению с прошлым годом.

Кредитная нагрузка у эмитента возрастет?

Да: в прошлом году 95% поставок осуществлялось с отсрочкой платежа, а в текущих условиях закупки будут проходить по авансовой схеме. Правда, согласно данным за 2021 год, уровень долговой нагрузки у Группы был достаточно низким.

В целом будущее бизнеса пока не определено, руководство работает над поиском новых брендов, партнеров и маршрутов логистики. Но средств на покрытие обязательств и операционных расходов до конца 2022 года компании хватает.

В России подешевели компьютеры, потому что их никто не покупает

Ритейлеры стали снижать цены на ПК и ноутбуки на фоне 40-процентного падения их продаж. Ему способствуют, в первую очередь, высокие цены, а также скудость выбора – многие иностранные производители приостановили компьютеров поставки в Россию. Эту проблему может решить параллельный импорт.

Демпинг по принуждению

В российской рознице наметилась тенденция снижения цен на компьютеры после их стремительного подъема в начале весны 2022 г. на фоне нестабильности курса рубля. Как пишут «Известия», в некоторых случаях отдельные устройства, стоимость которых выросла на 30% в марте 2022 г., подешевели даже сильнее.

Опрошенные изданием представители российского ритейла утверждают, что первопричина происходящего – стремительное падение объемов продаж. Россияне больше не спешат в магазины за новыми компьютерами, ноутбуками и комплектующими, поскольку успели закупить необходимое оборудование впрок весной 2022 г., опасаясь стремительного роста цен. Во II квартале 2022 г. продажи рухнули на 40% в сравнении с I кварталом 2022 г.

Россиянам нужен выбор

Существует еще одна причина, по которой россияне не спешат в магазины за новеньким ноутбуком или десктопом, утверждают собеседники издания. Она заключается в скудости выбора, но сами ритейлеры отношения к этому не имеют.

После 24 февраля 2022 г. из России ушли многие основные производители ПК. Свой российский бизнес приостановили, помимо прочих, Lenovo (крупнейший вендор на рынке), HP, Dell, Samsung и Apple, Asus и Acer.

Актуальный курс доллара в пределах 52,5 руб. за один доллар США (1 июля 2022 г., ЦБ России) пока не в полной мере влияет цены. Источники издания в ритейле утверждают, что нынешние цены соответствуют примерно 75 руб. за доллар. А в марте 2022 г., когда цены выросли на 30%, дистрибьюторы отпускали товар по курсу 160 руб. за доллар.

Но вполне вероятна и обратная ситуация. Если курс доллара критических изменений не претерпит, а параллельный импорт начнет работать на полную мощность, то к концу лета, считают собеседники издания, компьютеры могут упасть в цене еще на 10-15%.

Источник: 
Источник:

Источник
Оцените статью
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Распродажи на AliExpress
Добавьте свой отзыв